News

Mortgage moratorium: why its continuation is important for Ukrainians

15 October 2020

Recently, the President signed the Law “On Amendments to Certain Legislative Acts concerning the moratorium on foreclosure of property of citizens of Ukraine provided as collateral for foreign currency loans”. There was a whole discussion in the columns of Юридичної Газети about the need to adopt legislative changes in the law.

2046_2380fee96a4f3fa4fd338368975c3d67

Alexey Solomko, ADER HABER Counsel

“It should be noted that this is the second attempt to postpone the foreclosure on the return of loans issued in foreign currency. Previously, the President vetoed the Law, which was adopted by the Verkhovna Rada on July 16, 2020 (Bill №3640), as its wording provided for a ban on the implementation of any decision to recover funds without the permission of the debtor. Literally, the ban applied even to administrative fines for violating traffic rules.

The current version of the Law is no longer so radical, although to some extent it is trying to extend the moratorium to new facilities. In particular, the objects of the moratorium, in addition to the residential property, were:

– any objects of housing stock;

– objects of unfinished housing construction;

– property rights to it.

The last phrase raises the question: does these property rights apply only to the objects of unfinished housing construction, or to the objects of the housing stock as well? We expect fruitful case law on this issue.

In addition, if previously under the protection of the moratorium was only residential property used as a place of permanent residence, now the moratorium will apply to residential property purchased with credit, and the terms of the loan agreement prohibit registration of residence of the borrower or guarantor at the address of real estate. In other cases, the law left the need to prove to the borrower the fact of permanent residence in the home. By the way, the presence of this norm allows to bypass the moratorium. In itself, the fact of registration of a person in the home does not mean the fact of his permanent residence there.

In view of this, the extended list of moratorium objects described above is also nullified. After all, the attempt to prove that the borrower permanently resides in the object of unfinished construction or property rights will be a priori utopian.

Although the condition that the borrower or property guarantor should not own other real estate, the law is preserved. The restriction on the area of ​​property covered by the moratorium – up to 140 square meters – was also maintained. m for an apartment and 250 square meters. m for the house. The subjects of the Law of Ukraine “On Prevention of Corruption” will also not be pleased with the adopted changes – the moratorium continues to ignore them in principle.

In addition, the legislator decided to clarify that the prohibition of assignment of claims under credit agreements means not only the sale and transfer, but also any other form of alienation. And if earlier the law protected only citizens of Ukraine, now its effect extends to foreigners and stateless persons. Given the specifics of the domestic mortgage market, the legislators can thank the citizens of the Russian Federation for this. ”

 

 

 

Related news
Five Top Trends in the Legal Market 2020 from Managing Partner Yuriy Petrenko
6 questions of the farmer to the lawyer about the land market, its lease and work with banks
ADER HABER IS THE LEADER OF THE LEGAL MARKET OF UKRAINE

Новости

Ипотечный мораторий: почему его продолжение важно для украинцев

15 октября 2020

Недавно глава государства подписал Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно моратория на взыскание имущества граждан Украины, предоставленного в качестве обеспечения кредитов в иностранной валюте». На страницах Юридической Газеты развернулась дискуссия по поводу необходимости принятия законодательных изменений в Законе.

Советник ADER HABER Алексей Соломко выразил свое мнение по ипотечному мораторию.

2046_2380fee96a4f3fa4fd338368975c3d67

«Следует отметить, что это уже вторая попытка отсрочить взыскание на залоговое имущество при возврате кредитов, выданных в иностранной валюте. В прошлый раз Президент ветировал Закон, который был принят Верховной Радой 16 июля 2020 (законопроект №3640), поскольку его редакция предусматривала запрет выполнения любого решения о взыскании средств без разрешения должника. Буквально запрет касался даже админштрафов за нарушение правил дорожного движения.

Нынешняя редакция Закона уже не является радикальной, хотя в определенной степени пытается расширить действие моратория на новые объекты. В частности, объектами моратория, кроме самого жилого имущества, стали:

— любые объекты жилищного фонда;

— объекты незавершенного жилищного строительства;

— имущественные права на него.

Последняя фраза вызывает вопрос: касаются указанные имущественные права только объектов незавершенного жилищного строительства, или и объектов жилищного фонда также? Ожидаем плодовитой судебной практики по этому вопросу.

Кроме того, если раньше под защитой моратория было только жилое имущество, которое используется как место постоянного проживания, то теперь мораторий будет распространяться и на жилое имущество, которое приобреталось за кредитные средства, и при этом условиями кредитного договора предусмотрен запрет регистрации места жительства заемщика или имущественного поручителя по адресу нахождения недвижимого жилого имущества. В других случаях Закон оставил необходимость доказывания для заемщика факта постоянного проживания в жилье. Кстати, наличие именно этой нормы как раз и позволяет обходить мораторий. Сам по себе факт регистрации лица в жилье еще не означает факта его постоянного там проживания.

Учитывая это сводится на нет и описанный выше расширенный список объектов моратория. Ведь попытка доказать, что заемщик постоянно проживает в объекте незавершенного строительства или в имущественных правах, будет априори утопической.

Хотя условие, что у заемщика или имущественного поручителя в собственности не должно быть другого недвижимого жилого имущества, в Законе сохранилась. Так же было сохранено и ограничения по площади имущества, на которое распространяется мораторий — до 140 кв. м для квартиры и 250 кв. м для дома. Субъектов Закона Украины «О предотвращении коррупции» приняты изменения также не обрадуют — мораторий и их принципиально игнорировать.

В дополнение законодатель решил уточнить, что под запретом уступки права требования по кредитным договорам понимается не только продажа и передача, но и любая другая форма отчуждения. И если раньше закон защищал исключительно граждан Украины, то сейчас его действие распространяется и на иностранцев и лиц без гражданства. Учитывая специфику отечественного ипотечного рынка, за это законодателям могут отдельно поблагодарить граждане Российской Федерации».

Еще новости
Non-compete agreement между работником и работодателем
Юристы ADER HABER стали Выбором клиента -2020 и вошли в «Топ 100 лучших юристов Украины»
Кредиторам трудно получить информацию о должников — физических лиц